Почему мне плохо. Причины страданий

Что такое удовольствие и что такое страдание? Каковы основные виды страданий человека? В чем причины страданий? В этой статье я не собираюсь давать исчерпывающие ответы на эти вопросы, являющиеся центральными для всей истории человеческой мысли. Но хочу дать общий ориентир читателю для его самостоятельных поисков. А то к готовым и подробным ответам так можно привыкнуть, что потом без интернета не сможешь картошку почистить.

Что такое удовольствие и что такое страдание?

Чем более известна вещь, тем больше путаницы вокруг ее определения. Поэтому я начну со вступительных фраз и определю, что такое удовольствие и что такое страдание. Для начала надо сравнить понятие удовольствия с понятием благополучия, а страдание с неблагополучием.

Основной принцип жизни человека, как и любого другого живого существа – избегать неблагополучия и стремиться к благополучию. Благополучие и неблагополучие – это то, насколько хорошо и уместно работают системы нашего организма и нашей психики. Чтобы быстро понимать, насколько мы благополучны и для того, чтобы избегать неблагополучия, мы ощущаем удовольствие и страдание. Т. е. удовольствие и страдание – это те ощущения, те сигнальные огни, которые нам помогают узнать соответственно о пользе или о нарушениях, опасностях. Очевидно, что для того, чтобы жизнь на Земле могла существовать и быть самодвижущейся, все живые существа должны испытывать удовольствие и страдание. Благополучие – это состояние, которое чаще всего может быть наблюдаемо со стороны (с помощью рентгеновского снимка врач может видеть перелом кости, что является неблагополучием для пациента), а «изнутри» человек воспринимает неблагополучие как страдание (в приведенном примере перелом вызывает боль, которая является разновидностью страдания). Так же с психологическими проблемами: чувство неполноценности можно наблюдать в поведении человека, как и депрессию, неприятные эмоции. Изнутри же нарушение работы психики воспринимается как тонкая «душевная боль» или чувство разорванности, зажатости и т. д., что является тоже разновидностью страдания. Т. е. удовольствие и страдание являются поведением сигнальных систем нашего организма. Когда такая сигнальная система срабатывает, человек спрашивает себя: «Почему мне плохо?».

Почему людям плохо. Причины страданий и удовольствий – история вопроса

История этого вопроса длинна и сложна. Над физическими страданиями мыслители рассуждали редко (о чем тут рассуждать: не стой под стрелой). В основном рассуждали о страданиях душевных. В разные времена назывались различные причины страданий: преобладание «неразумной части души» над «разумной» как считал Платон (т. е. чувственного начала над рациональным). Называлось также неумение находить золотую середину между крайностями, как писал Аристотель (бережливость находится посередине между расточительностью и скупостью). Киники считали причиной страданий отсутствие внутренней свободы и самовыражения, виной чему культура с ее предписаниями определенного поведения (самым известным киником был Диоген Синопский, который жил в бочке – такое решение жилищного вопроса добавило ему знаменитости. Попробуй и ты, а потом отпишись в комментариях). Стоики считали причиной страданий отсутствие согласия человека с природой, естественным и предопределенным ходом вещей: «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит», как сказал Сенека. Я здесь не вдаюсь в детальное описание этих взглядов – статья не резиновая. Тем более, что нам еще предстоит ознакомиться с взглядами следующих поколений западных философов и мудрецов Востока.

В религиях с авторитарной моралью (где источником морали является авторитет – Бог) страдания обычно связываются с ослушанием, а удовольствие – с исполнением предписаний авторитета, или такой вопрос вообще не ставится. В буддизме вопрос о причинах страданий поставлен наиболее явно – он является отправным пунктом этой религии. Будда считал, что причиной страданий являются желания (вообще любые) и предложил свой способ избавиться от них навсегда (так вот радикально получилось).

В Европе в Новое время стали все больше обращать внимание на устройство общества, на понятия культуры и цивилизации, экономических и политических моделей, науку. Появлялась все большая уверенность, что с помощью науки все можно преобразовать, улучшить: быт людей, медицину, устройство государства. Соответственно, причинами страданий стали все больше называть внешние факторы: несправедливость социального, политического строя, несправедливость при распределении доходов, несовершенство технологий и т. д.

Наука психология появилась только во второй половине XIX в. и взялась по-своему решать этот вопрос. Ученые обратили пристальное внимание на эмоции, которые постепенно и признали ключевым моментом удовольствий и страданий. К эмоциям сводится большинство факторов, которые когда-либо выделялись в качестве основных причин страдания: ущемление прав, ограничение свободы, неудовлетворенность желаний, переживаемая человеком несправедливость и т. д. Мы говорим, что переживаем обиду, вину, гнев, страх, зависть, стыд, оскорбление, когда они проявлены сильно. Эмоции, проявленные слабо, на подпороговом уровне, мы называем настроением. Эмоции являются сердцевиной многих психических расстройств. Эмоции влияют на здоровье нашего тела. Учитывая все это, мы можем сказать, что они являются плотью и кровью страданий. Страдание с этой точки зрения – обобщенное понятие, физическим проявлением которого являются эмоции. Так как очевидно, что эмоции переживаются по-разному и возникают в разных ситуациях, психологическая наука пыталась определить эти ситуации и для каждого их вида разработать свой рецепт угощения неприятных эмоций.

От чего мне плохо? Виды страданий

В этой статье я не берусь обсуждать те страдания человека, которые говорят о физическом неблагополучии и которыми занимается медицина (включая психиатрию). Мы поговорим о муках душевных и способах их угощения.

Страдание как лишение удовольствий

Значительную часть страданий составляют те, которые происходят из-за лишения удовольствий (пример: у ребёнка забрали конфетку, и он плачет). Человек может лишиться реально происходящего удовольствия, а может лишиться удовольствия предполагаемого, когда не удовлетворяются наши потребности (здесь я имею ввиду социальные потребности, не физиологические: потребность в общении, доминировании, престиже, помощи). При этом существуют факторы, усиливающие такую неудовлетворённость.

Одним из таких факторов являются завышенные, нереалистичные ожидания удовольствия, к которым приводит неуправляемое воображение, мечтательность: «Хочу быть владычицей морской, а золотая рыбка чтобы у меня была на посылках». Мечтания развращают ум, а вред от них объясняется просто: рассогласование наших мечтаний с реальностью создает тоскливое настроение. Если мы начинаем особо усердно и прилежно мечтать о каком-то событии в будущем (романтическом свидании), мы ослабляем удовольствие, которое от этого события получим, так же, как удовольствие будет меньше от фильма, просмотренного второй раз. И это еще оптимистичный сценарий. Допустим, человек пришел на свидание и ждал от него вообще чего-то сказочного, но не получил. Хотя, если бы его ожидания были более реалистичными, то ему бы свидание могло понравиться.

Во-вторых, при некритическом отношении наш опыт или опыт других людей (их рассказы, наблюдение за ними) могут преувеличивать ожидание удовольствия. Допустим, человек привык есть дорогую еду, жить в роскоши и т. д., а потом обеднел – он страдает в ситуации, попав в которую какой-нибудь нищеброд радовался бы. Как в народе говорят: “Кто не богат, тот и рублю рад”.

В-третьих, мы иногда нечётко осознаём свои желания. Мы можем испытывать необъяснимую печаль «просто так», но к таким состояниям часто приводят именно неудовлетворенные желания, которые мы иногда не осознаем. Наш главный союзник в борьбе за улучшение настроения – это осознанность наших желаний. В состоянии любого уныния важно поставить себе правильные вопросы и попытаться на них ответить. Это могут быть такие вопросы. Удовлетворение каких потребностей я предвижу в выполнении данного действия (работы, события, разговора)? Или какую потребность я хотел(а) удовлетворить, но этого не произошло? Это могут быть потребности в престиже (признании, одобрении), общении, ценных сведениях. Я могу ожидать от других действий, дающих мне удовольствие или действий, избавляющих меня от неприятных эмоций (гнева, зависти, страха, скуки и т. д.), когда мне надо «выговориться». Какого рода удовольствие я предвкушаю (внимание со стороны окружающих, признание, одобрение, сопереживание)? Или: от какого рода неприятных переживаний я хочу избавиться? Например, я завидую и испытываю раздражение от более успешного коллеги. Мне нужно выговориться, а некому. Мне будет неприятно вдвойне, но если я отдаю себе отчет в том, какую потребность я не удовлетворил, и чего конкретно я ожидал от человека, с которым мне хотелось бы об этом поговорить, мне будет проще выйти из этого состояния. Нужно расписать конкретные действия людей, которые ты от них ждешь или действия, отсутствия которых ты добиваешься (чем подробнее распишешь, тем лучше). Какова ценность удовлетворения этого желания для меня (можно проставить баллы, описать последствия и перспективы)? С помощью каких альтернативных ситуаций можно удовлетворить эту потребность?

Фрустрация

Под фрустрацией понимается психическое состояние, наступающее вследствие появления препятствий на пути удовлетворения желания. Т. е. ты хотел провести отпуск с семьёй, выбрал место отдыха, заказал билеты (путёвки, места), а тебя отзывают на работу в связи с производственной необходимостью. Вызывает это, как правило, раздражение, причем не только у человека: любой таракан, если бежит и вдруг встречает препятствие на своем пути, начинает демонстрировать гнев (он не умеет ругаться матом, поэтому просто гневно шевелит усами). Правда, есть большие тараканы, которые умеют летать – они значительно менее раздражительны, и мне с ними приятнее иметь дело.

От фрустраций никогда никто не избавится. Но в животном мире гнев быстро проходит: ну не получилось отобрать кость у другой собаки – да и ладно. Собаки дерутся за кость 15 секунд, и все становится понятно. Только человек переживает гнев по поводу своих неудач неделями или месяцами. И только человек создает себе дополнительные фрустрации, принимаясь за дело, явно не рассчитав сил, обладая завышенной самооценкой, или сам в своем воображении придумывает себе препятствия, которые, якобы, не позволят ему реализовать задуманное. Поэтому нужно уметь оценивать вероятность наступления событий, а это умение с опытом развивается. И еще важно – умение переключаться от своих ожиданий к реальности. Спроси себя, насколько были реалистичны твои намерения, насколько зависели или не зависели от тебя обстоятельства, которые тебе помешали. Прими их. Повтори про себя: «Я принимаю совершившееся безусловно, независимо от того, мог я предусмотреть препятствия или не мог, правы или неправы те люди, которые мне помешали. Я принимаю и оставляю это как есть и иду дальше».

Социальные эмоции: обида, вина, стыд, зависть, оскорбление

Все они представляют собой какие-то рассогласования. Обида является результатом сравнения наших ожиданий о поведении значимого для нас человека с его реальным поведением. Вина – зеркало обиды – это рассогласование нашего реального поведения с ожиданиями относительно нашего поведения со стороны значимого другого человека. Стыд – рассогласование того, как мы себя реально вели в какой-то ситуации с тем, какими мы представляемся себе в идеале (я считаю себя умным, но в этой ситуации затупил, и теперь мне стыдно). Зависть – результат сравнения себя с соседом по важному для меня признаку не в мою пользу (в какой-то мере тоже рассогласование моего реального положения с представлением о том, каким я должен быть: что-то типа стыда, только запускается от наблюдения за соседом). Оскорбление – рассогласование того, какими мы хотим быть для других (имидж) с тем, как они нас реально воспринимают. Очевидно, что здесь общим местом психотерапии этих эмоций будет являться избавление от нереалистичных ожиданий. Как я должен был себя вести, чтобы не вызвать данную эмоцию (или как другой должен был себя вести)? Откуда взялись мои ожидания о должном или не должном поведении других или себя? Ожидания и требования в основном берутся из социальных стереотипов. Оправдывались ли эти ожидания в прошлом и насколько вероятно, что оправдаются в будущем? Насколько это несоответствие травмирует меня? Что мне мешает принять случившееся рассогласование и простить обидчика или себя? Опиши на бумаге словами, а можно как-нибудь зарисовать (как получится, лишь бы тебе понятно было). Это ослабит страдания.

Заражение страданием

Иногда страдание может происходить беспричинно, в следствии заражения страданием других людей. Чем более значим для нас человек, тем сильнее мы разделяем его удовольствие и страдание. Мы отождествляем себя с любимыми и близкими, с членами какой-то референтной группы (группы, ценности которой мы разделяем, членством в которой дорожим). И страдания всех этих людей, с которыми мы себя отождествили, могут быть причиной наших страданий. Здесь напрашивается вывод о том, что надо поменьше отождествлять себя с другими людьми. Но это отнимает у нас возможность разделить их радость. Тогда, по крайней мере, нужно знать меру, избегать крайностей. Сильная степень отождествления с референтной группой существует, например, в среде футбольных фанатов. Объясните кто-нибудь, как можно так сильно “врастать” в какую-то группу, чтобы идти драться с фанатами другой команды? Или переживать проигрыш футбольной команды ещё острее, чем сами эти миллионеры?

Я здесь хотел бы ещё заметить, что иногда люди отождествляют себя с какими-то абстрактными группами, типа нации, представителей одной профессии, социального слоя, конфессии и т. д. Такое отождествление творит чудеса: человек начинает, например, испытывать гнев по отношению к врагам этой группы, которых он никогда не встречал.

Страдание как потеря контроля

Потеря контроля над собой и обстоятельствами вызывает страдание. Оно выражается в апатии, чувстве безнадёжности и беспомощности, неумении сделать выбор, застревании в неопределённой ситуации. Чаще всего такие ситуации разрешаются со временем. Но человеку всегда нужно знать, какой именно информации ему не хватает для управления собой и ситуацией. Умение задать себе правильные вопросы по данной жизненной ситуации – это залог успеха.

Саногенное мышление помогает человеку научиться задавать себе правильные вопросы и правильно отвечать на них, и, таким образом, разложить по полочками причины неприятных переживаний. А верно определённая причина – это уже половина исцеления.

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Виктория

0
Комментарии: 0Публикации: 502Регистрация: 11-07-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Генерация пароля