Воспитание ребенка

Какой разговор о своем, о женском, не затронет тему наших сокровищ? Да никакой! Верно говорят: «Не так хорошо с ними, как плохо без них». Можешь ли ты представить свою жизнь без этого маленького чуда, непослушного, капризного, но такого родного и любимого? Дети растут не по дням, а по часам. Избито и банально? А разве не так, а как-то иначе?

Вспомни первые дни после рождения ребенка. Какой же он (она) был (была) маленький (ая) и беззащитный (ая)! И вот уже это чудо носится по дому, сметая все на своем пути, вот уже самостоятельно читает книжку, неумело, но настойчиво складывая непослушные буквы в слова, идет в первый класс, танцует на выпускном бале и т. д., и т. п. И на всем его пути рядом ты, мама! Как говорят мудрецы, любой самый долгий путь всегда начинается с первого шага. Дети его начинают с нашей, материнской, помощью (и в буквальном смысле, и в переносном). Сначала ты держишь ребенка за ручки, помогая преодолеть земное притяжение и сделать первый шаг; также точно, поддерживая и приободряя, учишь буквам и цифрам, открываешь перед ним огромный мир.

Новорожденные дети вызывают массу вопросов: что можно делать с ними, что нельзя, как воспитывать, кормить, пеленать и т. д. Но ответить на все вопросы однозначно просто невозможно, ведь кроме общепринятых принципов есть и свобода выбора (матери), что и как она будет со своим ребенком делать. Порой очень трудно разобраться в этом самостоятельно, а рядом не всегда оказывается знающий человек, врач или женщина с опытом (мама, бабушка, свекровь и т. д.). Все вопросы и сомнения, встающие перед тобой в этот сложный и очень ответственный период жизни, вполне естественны и объяснимы. Многие женщины, даже имеющие не одного ребенка, также каждый раз в чем-то сомневаются, что-то, подходящее им, берут из своего жизненного опыта, а что-то новое узнают, пробуют и решают, будут они следовать этим новым знаниям и информации или нет. Тем более, если ты молодая и неопытная мама, тебе приходится трудно и непривычно. Любые советы, рекомендации, наставления и указания не воспринимай буквально и однозначно. Ты — мать своего ребенка, и только ты сама должна решать, как растить и воспитывать своего малыша. Все остальное лишь информация к сведению и размышлению. Больше наблюдай за ребенком, делай выводы, пробуй все, что предлагают, но выбор делай только самостоятельно. Тебе на помощь обязательно придет материнская интуиция и материнский инстинкт, доверяй себе и все будет хорошо. Но и не пренебрегай полностью советами. Ведь их дают опытные и умудренные жизнью люди, и не из желания покомандовать и настоять на своей правоте, а стараясь помочь справиться с твоей нелегкой задачей.

Когда начинать воспитывать своего ребенка? Еще во время беременности! Соблюдая правильный и здоровый образ жизни. Общаясь с малышом путем ласковой беседы или просто поглаживая живот, ты уже настраиваешь его на радость общения и правильное развитие. Когда ребенок рождается, перед родителями встает вопрос о пути его развития. Устанавливать ребенку строгий и жесткий режим, кормить и укладывать спать по часам или, наоборот, вести естественный образ жизни, кормить по требованию, везде носить малыша с собой на руках и даже вместе с ним спать. Нельзя, да и невозможно, заставить принять тот или иной метод воспитания. Ты можешь руководствоваться собственным опытом, почерпнутым из воспитания родителями тебя, твоих братьев и сестер или из воспитания своих старших детей; можешь обложиться умными книгами и действовать с точностью до минуты, выдерживая график ценой собственных нервов и нервов ребенка тоже; можешь не спускать его с рук и кормить каждый раз, как ему этого захочется. Но разумнее и удобнее для тебя же самой соблюдать меру во всем и быть естественной в поведении и восприятии ситуаций. Попробуй найти и в этом вопросе золотую середину: и ребенка кормить так, как ему нравится, и про себя не забывать, про свои естественные желания (отдохнуть, расслабиться) и такие же естественные потребности (поспать, спокойно покушать). Вот как, например, решить проблему: качать малютку на руках или нет. У каждой матери своя точка зрения, но современные врачи-педиатры советуют все же укачивать и объясняют, почему. Целых девять месяцев ребенок пребывал в твоей утробе в состоянии «легкой качки» и теперь, внезапно оказываясь неподвижным, воспринимает это как дискомфорт и неудобство, на что реагирует, естественно, плачем и капризами. К тому же, при небольшом укачивании у ребенка тренируется вестибулярный аппарат, формируются и развиваются многие структуры мозга, развивается и укрепляется координация движений. И человеческое тепло также положительно влияет на ребенка: он чувствует себя спокойнее и увереннее, быстрее успокаивается и лучше засыпает. Но и перебарщивать не стоит, иначе будешь носить на руках и укачивать до самой школы. Отучай ребенка от укачивания постепенно, просто укорачивай время ношения на руках. Всего должно быть в меру. Решать все равно тебе самой, но на своем личном опыте я неоднократно убедилась в правильности этого совета. Чтобы взять новорожденного на руки, не нужно выполнять акробатические номера, быстро и резко хватая его одной рукой, поднимая из кроватки за ручки или за ручку и ножку. Так можешь повредить связки и суставчики малыша. Бери ребенка обеими руками под мышками (большие пальцы спереди на груди), поддерживая головку, если малыш ее еще не держит. Так же бери на руки и из положения лежа на животике. Не держи вертикально на руках ребенка, не умеющего держать головку. Положи его к себе на грудь, головкой на плечо, и придерживай за спинку и попку. Поверь, ему так вполне удобно и комфортно, да и тебе не слишком тяжело. Другой вариант передвижения — лежа спиной на твоей согнутой в локте руке, а ты второй рукой придерживаешь его под спинку. По мере взросления малыша и укрепления его мышц и суставов можно сажать его верхом на свое бедро (придерживая под спинку) и уже в таком положении носить по дому. Взрослея, малыш становится все активнее и любознательнее, ему уже требуются игрушки, и он учится играть самостоятельно. Ты можешь ему помочь и научить играть с разными предметами, коробочками, мячом и кубиками. Возьми разные коробочки или небьющиеся баночки с крышками, покажи, как они открываются и закрываются. Малыш будет в восторге от возможности хлопать крышкой! А теперь покажи, что в коробочку можно положить какую-нибудь игрушку или вещь и затем ее закрыть. Потом открой и вытащи. Предложи ребенку повторить твои действия. Ты увидишь, насколько малютка смышлен и как быстро он поймет сам, что и куда можно класть или чем закрывать. Помоги ему построить из кубиков башню, покажи, как надо катать мяч. Поиграй в «падающие предметы», при этом подбирать и обратно подавать ребенку вещи должна будешь, конечно же, ты. Немного устанешь, но чего не сделаешь ради ребенка. Следи, чтобы игрушки и предметы для игр были достаточно большого размера, чтобы ребенок не мог их случайно проглотить. Периодически убирай в недоступное место часть игрушек, затем через время меняй их на другую партию (которую теперь также спрячь), и малыш получит «новые» игрушки. Внимательно следи за жестами и сигналами ребенка и озвучивай их, чтобы он лучше понимал, чего же ему хочется и как это называется. Показывай как можно больше предметов, четко и громко называя их не один раз. Чаще читай вслух книжки (дети это очень любят) и показывай предметы из книги в реальной жизни (если такие есть поблизости). Разговаривай с малышом всегда, каждую минуту, постоянно и четко, о время кормления, переодевания, гуляния и купания.

Ребенок подрос, и встал вопрос о садике. Психологи дают множество разных советов, как сделать этот переход легким и менее проблемным: стоит к ним прислушаться и взять наиболее доступное для себя на вооружение. Будь спокойна, раз приняла такое решение. Твое волнение и неуверенность сразу же передадутся ребенку, и он тоже будет нервничать и переживать. Поговори с воспитательницами, узнай режим дня и распорядок и постепенно начинай приучать к нему своего малыша. Тогда ему будет легче адаптироваться, и он быстрее привыкнет.

В детском саду кормят 4 раза: завтрак, обед, полдник и ужин, и в перерывах между едой никто и ничего им не дает (в наиболее прогрессивных садах иногда вводят молоко между завтраком и обедом, но ты на это особенно не рассчитывай). Поэтому постарайся также приучить ребенка к такому режиму кормления, чтобы он не оставался голодным и не просил кушать в промежутках между кормлениями. Самое страшное для малыша — момент расставания. Дети по-разному привыкают к садику и по-разному его воспринимают, но этот момент почти для всех остается болезненным. Если не удается справится самостоятельно, приучить его к расставанию или научить «прощаться до вечера», придумай другой ритуал прощания, обратись за помощью к психологу. Пообщавшись с тобой и ребенком, он подскажет, какой способ подойдет именно твоему малышу, чтобы избежать осложнений и проблем. Не спеши расстраиваться, видя как твое родное дитя рыдает крокодильими слезами в первые дни своей «работы». Для него такое резкое изменение в привычном образе жизни в любом случае будет потрясением, и твоя жалость может только растянуть процесс привыкания и свести на нет усилия воспитателей. Собери все свое мужество, прояви чудеса выдержки и спокойствия, и ребенок обязательно заметит твое настроение и невольно начнет вести себя так же, как ведешь себя ты.

Узнай у воспитателей, как твой ребенок общается с другими детьми. Охотно ли он контактирует, не стесняется ли, не боится ли. Ему трудно найти общий язык с детками или вместе играть? Значит, дома тебе нужно помочь ему преодолеть этот барьер.

Как научить малыша общаться и играть с другими Детьми? Позови к себе в гости ровесников вашего ребенка, конечно, вместе с мамой или бабушкой. Даже совсем маленькие дети месяцев с шести уже могут общаться и заниматься друг с другом. Детки постарше могут затеять совместные игры. Предложи им простые Развлечения — чтение книжки или игру в кубики или другие игрушки. Угости малышей кашкой, творожком и фруктовым пюре, и вы, взрослые, удивитесь, как детям понравится совместная трапеза и с каким удовольствием они будут угощать друг друга. Началась ссора из-за игрушки? Отвлеки детей, а сама незаметно убери игрушку с глаз.

Твой малыш жадничает и не дает детям свои игрушки (в то же время решительно отбирая у других чужие игрушки)? Учи меняться и делиться! Это нужно делать сейчас, пока он маленький: если упустить время, придется переучивать другими, более жесткими способами, и не факт, что достигнешь своего. Но не забывай, что нельзя заставить быть добрым и щедрым, как бы ты не настаивала и не принуждала. Ребенок должен самостоятельно осознать, что давать не менее приятно, чем брать. Не думай, что это твой ребенок такой жадный или грубый: такое собственническое поведение свойственно абсолютно всем детям. Как быть в такой ситуации? Если гуляете во дворе, где есть песок, возьми несколько совочков, формочек, ведерок и дай всем деткам, а затем предложи им поменяться, дать свою и попросить(!) чужую. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Дети принимают такое поведение за новую игру и с удовольствием последуют твоим правилам.

Почему дети жадничают? Да потому, что примерно в 1,5-2 года ребенок начинает осознавать себя как личность и отождествляет с собой все свои вещи и игрушки, и отдать кому-то игрушку (или часть себя в его понимании) — это выше его сил! Ни в коем случае не ругай малыша и не заставляй насильно отдавать игрушку: он последует твоим указаниям, но затаит обиду и на тебя, и на ребенка, которому пришлось эту игрушку отдать, и в какой-то удобный момент обязательно ему, но не тебе, отомстит. Постепенно, не спеша и не насильно, приучай ребенка делиться, меняться и отдавать, придумай и расскажи ему сказку про жадных зверят или что-то в этом роде. Если будешь действовать последовательно и настойчиво, успех гарантирован. Приблизительно с 3-х лет начинается период «почемучки». Должна признаться, насколько интересен для ребенка, настолько же труден и ответственен для тебя. «Почему», «из чего», «где», «как», «сколько», «зачем» — это ведь совсем неполный набор вопросов, интересующих наших сокровищ. Наша задача — максимально четко, понятно, точно и правильно ответить на любой вопрос. Задачка, скажем прямо, не для средних умов (т. е. именно для нас: разве у нас с тобой может быть какой-то там средний ум?). Ну а если говорить серьезно, надо собраться с мыслями и отвечать так, как можешь ответить. Если не знаешь ответа, честно» признайся. И постарайся все же его найти, самостоятельно или вместе с ребенком.

В возрасте 3-х лет наступает сложный период, называемый психологами «кризис трехлетнего возраста». Если твой ребенок уже достиг этого возраста, то, скорее всего, ты и сама заметила перемены: вместо воспитанного и послушного ребенка вокруг тебя носится маленькое чудовище, почти единственные слова которого «не хочу!», «не буду!», «нет!» и др. Ты в полной растерянности, совершенно не понимаешь, что происходит, что тебе с ним делать и как с этим бороться. Почему такое происходит, объяснить несложно: ребенок подрос, многое умеет делать самостоятельно, он почувствовал свое «Я» и хочет активно его выражать. Ему кажется, что он уже такой же взрослый, как и родители, вот только почему-то родители с ним никак не соглашаются. Вот и возникает противостояние и капризы, которыми он выражает несогласие с тобой и попытку действовать по своему усмотрению. Период этот сложен, но лишь настолько, насколько ты сама это позволишь. Тебе предстоит собрать воедино всю свою волю и выдержку и пережить этот момент, понемногу возвращая малыша в его нормальное состояние. Терпение, общение и доброжелательность — это твои самые лучшие помощники на весь период кризиса. Не время демонстрировать свое родительское могущество и правоту, силком заставляя маленького упрямца вымыть, например, руки перед едой, если он этого не хочет. Переведи ситуацию из критической в игровую: поиграй с ним в мыльные пузыри (надувай их с помощью трубочки), устрой «пенные» соревнования (у кого на руках больше мыльной пены), надень на детские пальчики пенные шапочки и т. д. По такому же принципу попробуй действовать и во всех других случаях, когда возникает или только назревает конфликт. Придумай какие-нибудь простые стишки, как вы весело убираете игрушки или кушаете кашу, поиграйте в переодевание кукол (и ребенка заодно) в пижаму или наоборот, и таким образом ты сумеешь мягко и незаметно настоять на своем и в то же время не обострять отношения. Ведь ты любишь его в любом состоянии, при любом поведении и капризах. Наши дети приносят нам не только радость и счастье, но иногда и огорчают нас своим непослушанием или плохим поведением. И перед нами встает трудная проблема: и наказать надо, и при этом не унизить и не обидеть.

Самостоятельно разобраться в этой проблеме сложно, поэтому давай посмотрим, что нам советуют психологи (верь и доверяй им, они действительно могут помочь во многих жизненных ситуациях). Прежде всего, ни в коем случае не говори ребенку, что он плохой (грубый, жестокий, злой и т. д.). Если его в этом убеждать, он поверит и таким и будет. Все замечания и недовольство должны быть поданы в спокойном тоне, без резких ноток и высоких тонов, иначе ты его просто напугаешь и приведешь в состояние растерянности и недоумения. И вряд ли н будет способен в тот момент понять, что сделал неправильно.

Наказывать или нет ребенка? Сложный вопрос, в котором не может быть однозначного ответа. Зачастую крики, одергивание и даже некоторое физическое воздействие не оказывают никакого действия и прямо руки опускаются в растерянности. Что делать? Могу посоветовать из личного опыта: установите несколько конкретных запретов (например, нельзя бить своих близких людей, плеваться в них и швыряться предметами) и твердо и неуклонно требуйте исполнения. Нарушил ребенок запрет — перестаньте с ним разговаривать и вообще общаться любым способом. Достаточно совсем короткого времени, чтобы ребенок осознал, почему с ним так поступили, и принял твои условия.

Маленькие детки — маленькие проблемы, большие дети — большие проблемы. Это естественно, но от этого не легче. И тем не менее все проблемы можно решать, если их не создавать или хотя бы «ловить» в самом начале, когда еще можно что-то исправить или изменить.

Подростки — это особый случай. Соответственно возрасту и гормональным скачкам «скачет» их настроение и чувство реального восприятия жизни: сейчас это вполне разумный и здравомыслящий человек, через полчаса — «ходячая эмоция», еще через час — маленький несчастный ребенок. И так может продолжаться долго — от тебя потребуется прежде всего терпение. Это неимоверно трудно (знаю по собственному опыту), невыносимо и порой действительно невозможно (ты ведь тоже живой человек со своими нервами и характером. Однако старайся иногда сдерживаться и чаще иди на компромисс, ведь дети этого еще не умеют или не хотят из самого обычного упрямства. Перестань опекать (излишне) и «доставать» его (ее) своими вопросами и допросами с пристрастием: это никому не понравится, тем более юному бунтарю. Пробуй мягко и ненавязчиво вызвать ребенка на разговор, слушай внимательно и не перебивай! Свое мнение высказать успеешь, а если перебьешь, ребенок может вновь замкнуться и уйти в собственный мир. Всем своим существом показывай, что ты общаешься с ним не потому, что должна, а потому, что тебе это интересно и ты действительно хочешь понять и помочь. Не думай, что тебе прямо вот так сразу подросток все и выложит, как бы не так. Юные создания абсолютно уверены, что могут все проблемы решить сами, что им все под силу, а родителям знать об их делах не обязательно. Чаще всего они и пытаются так делать, но очень часто у них ничего не получается: не хватает опыта и знаний. Тогда только они позволят тебе принять участие и примут от тебя помощь. Эта подростковая самоуверенность может тебе не нравиться и порою просто приводить в бешенство, но тебе придется это принять. Однако принять — это не значит со всем согласиться и пустить на самотек, это значит не вмешиваться, но держать под контролем. Старайся быть для ребенка примером: в его возрасте это очень важно, что бы они ни говорили и как бы ни поступали. Мало какой ребенок отличается усидчивостью и терпением, особенно если речь идет о каких-нибудь занятиях. Обычно с большим энтузиазмом начиная новое и интересное дело, ребенок так же быстро остывает к нему. Тебе придется помочь ему стать более настойчивым в достижении цели, объяснить, что ничего не дается с первого раза, для любого дела требуется время, желание и терпение. Не настраивай на легкую победу, но и не приумножай трудности и препятствия (иначе отобьешь вообще какую бы то ни было охоту). Попробуй объяснить, что всему нужно учиться, обязательно хвали за самые маленькие и скромные успехи и победы (это так важно для поддержания уверенности в себе и своих силах). Старайся предоставлять ребенку возможность демонстрировать свои достижения в семейном или дружеском кругу, например, на семейном празднике или на конкурсах или соревнованиях во дворе среди друзей, на отдыхе или в летнем лагере. Но не перегибай палку: ты можешь так увлечься демонстрациями и хвалебными «песнями» в его честь, что вынудишь ребенка отказаться от дальнейших стараний и побед. Поддерживай, но не напрягай, помогай, но не опекай, и все у вас получится! Раз ты заботишься об учении ребенка во время каникул, уж в учебное время тебе и сам Бог велел. Вот и помоги своему чаду развить память, улучшить способности и уменьшить усталость.

Как? Правильно корми! Не чипсами с кока-колой и не пирожными с бутербродами. Предложи ему орехи (миндаль и грецкий орех для укрепления памяти и развития способностей), сухофрукты (инжир, изюм также для хорошей памяти и снятия усталости). 3-4 яблока помогут не только хорошо отдохнуть, но и быстрее усвоить новые знания и не «растерять» их на следующий же день. Чаще корми сыром, свежими ягодами и творогом. Самое усиленное питание ребенок должен получать во время сдачи экзаменов. И вспомни про рыбий жир: как бы мы ни усмехались и ни язвили по этому поводу, в нем содержится огромное количество незаменимых жирных кислот омега-3. Именно благодаря им мозг будет работать слаженно, без «поломок» и затруднений. Подключи самые обыкновенные куриные яйца: в желтке также достаточно всего полезного и нужного. И витамины, витамины! Особенно группы В, аскорбинка: они нужны для нормального функционирования нервной системы ребенка (сейчас работает просто на пределе). И не забудь: такие же витамины потребуются и тебе, ведь ты волнуешься и переживаешь не меньше его.

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Виктория

0
Комментарии: 0Публикации: 502Регистрация: 11-07-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Генерация пароля