История моего знакомства с саногенным мышлением

С юных лет я мыслил очень патогенно – рос мечтательным, впечатлительным ребёнком, а потом и подростком с бесконтрольным воображением. Кроме мечтательности и полной оторванности от реальности была еще лень, полный разлад с эмоциями: обидчивость, комплекс неполноценности по поводу внешности, способностей и многого другого, трусливость (в частности, при общении с девушками), бесконтрольность желаний – полный комплект. К тому же неспособность анализировать свои состояния.

Я давно увлекался всякими гуманитарными штуками, ещё в школе. Но это всё оставалось развлечением, теорией и поводом для гордости. Применять я эти знания не умел и не практиковал их. Когда мне было 18, произошло важное событие. Как-то я зашёл в библиотеку по дороге домой – взять что-нибудь почитать. Я относился к чтению гуманитарных книжек и, в частности, к психологии, как к развлечению. Я записывал книги, которые прочитал, в отдельную тетрадь. Это была моя коллекция, которой я гордился. Приятно было не то чтобы применять знания на практике, приятно было именно дочитать умную книгу по психологии до конца и записать её в тетрадку, поставить галочку. Потом можно было просматривать тетрадь и гордиться тем, сколько я прочитал умных книжек.

К счастью, в этот раз моё внимание привлекла книга Ю. М. Орлова «Самопознание и самовоспитание характера», которая имела заманчивое название и лежала сверху на стеллаже. Там много рассказывалось о том, как устроены наши желания, как возникают и закрепляются привычки, и как они изживаются. В качестве практического примера была приведена пошаговая инструкция, как бросить курить. И я решил попробовать. Курил я с 12 лет, а в 18 стало не прикольно.

Кроме книги я купил таблетки. Мне тогда показалось, что это они сделали основное дело. И я их стал всем рекомендовать. Мои одногруппники, увидев, что я не курю, тоже стали пробовать. Но я никого не помню, кто бы бросил успешно. Проходило в лучшем случае несколько недель, и они опять закуривали. Теперь я понимаю, почему так происходило – не было произведено угашение привычки. И в воспоминании курильщика курение оставалось связанным с чем-то приятным: развлечением, отдыхом, средством сблизиться с другими людьми. Да и любой отдых (рыбалка, выпивка, общение) был связан в памяти с сигаретой, поэтому человек чувствовал себя обделённым, как будто чего-то не хватает. И рано или поздно человек закуривал снова. Но только не я.

В книге говорилось и о саногенном мышлении. Но я почему-то не обратил на это внимание (хотя сейчас понимаю, насколько это могло поменять мою жизнь). Мне запомнилось только, что это книга о том, как бросить курить. Из этого я делаю вывод, что всему своё время. То, что я «не заметил» часть книги о саногенном и патогенном мышлении, не было случайным. Просто не был готов.

Спустя несколько лет (мне было 24), я увлёкся созданием сайтов и их продвижением. Сделал один сайт, который мне быстро надоел. И потом я решил сделать проект действительно от души и для души, чтобы он помогал мне собирать мысли в кучу и, естественно, помогал другим людям в чём-то. Я думал, о чём же я могу рассказать. И вспомнил, как я бросил курить. Решил сделать проект на эту тему.

С этой целью я загуглил ту волшебную книгу. Перечитал и обнаружил, что борьба с курением – это только частный случай более серьёзных вещей. Я создал проект, но развивать его уже не хотелось (впоследствии он был закрыт). Зато хотелось изучить саногенное мышление и познать механизмы психики в более обширном виде.

Вот тогда я и начал читать книги Орлова, слушать его лекции. И понял: это, блин, то, что мне давно было нужно: логика, серьёзная научная основа и много-много практики. Когда я уже «созрел» для того, чтобы купить курс саногенного мышления, я свято верил: эта штука не может не помочь. Уже если не эта, то никакая другая.

Первой в курсе СГМ идёт тема «Основные умственные операции. Осознание работы ума». Но я недолго на ней остановился и быстро перешёл к теме «Обида». Надо сказать, что в первых упражнениях я наткнулся на неожиданное сопротивление своих эмоций – они просто не хотели никуда исчезать! Я вроде бы всё делал правильно, но умственные привычки оказались такими дубовыми, никак не хотели меняться. Несколько первых занятий я брался за какую-то эмоциогенную, травмирующую ситуацию и пережитые когда-то эмоции захлёстывали меня снова. В течение работы с одной не очень сложной ситуацией мне приходилось успокаиваться по несколько раз.

Тогда я взял случаи попроще. Вернее самые простые обиды, которые вообще могли быть. Типа, я приготовил суп, родители его съели и не поблагодарили. И стал больше внимания уделять расслаблению перед занятием.

Вот где-то на пятый или седьмой раз стена сломалась. Блин, какое это было резкое и полное облегчение, когда до меня, наконец, стало доходить! Я был счастлив! Обиду на отца из детства реально отпустило.

Были ещё другие обиды, и не всегда удавалось их размыслить с первого раза. Но первый успешный опыт показывал, что всё это рано или поздно станет возможным. Далее, чем больше я упражнялся (а делаю я это без всякой системы, по прихоти), тем легче давалась работа над следующими проблемами. Кроме того, обнаружилась «преемственность» эмоций. Чем больше я работал с обидой, тем легче было работать со стыдом или завистью.

Итак, первый успешный опыт в саногенном мышлении я получил во второй половине ноября 2011. И почти сразу стал вести этот блог. Время у меня было – я нигде тогда не работал. Уволился со старого места работы (из проектного института, где я работал архитектором) и сидел дома.

Надо сказать, что в таком сидении были как плюсы, так и минусы. Я не говорю о деньгах, которые я и в институте почти не получал. Я говорю об изучении СГМ. Сейчас поясню, чтобы читатель не придумывал отговорок типа «Конечно, Вадиму хорошо. Он имел возможность сидеть дома на шее у родителей, а я вынужден(а) работать, поэтому не могу практиковать эту методику».

Плюсом, конечно, являлось то, что я в спокойной обстановке, пока родители на работе, мог заниматься, писать в блог, снимать ролики и т. д. Никто не отвлекал, и это очень важно, особенно на первых порах. От того, насколько ты сумеешь расслабиться, успокоить мысли, сосредоточить их на занятии, зависит очень многое.

А минусом было отсутствие материала. Саногенное мышление как практика сильно отличается от мистических практик типа медитации или молитвы. Человеку не надо устранять отвлекающие, эмоциогенные факторы, а, наоборот, нужно погружаться в них, в работу, в отношения, испытывая отрицательные эмоции, чтобы потом было над чем работать. Я, сидя дома, никаких эмоций не испытывал, кроме чувства вины за то, что сижу на шее у родителей (хотя с моей зарплатой я и раньше сидел, но они были более спокойны за меня).

Теперь всё хорошо. Когда-то я получил хорошую возможность начать заниматься СГМ в тишине, и теперь, став более опытным саногенщиком, устроился на новую работу, где я иногда испытываю и страх, и вину, стыд, зависть, могу совершенствовать своё внимание, практиковать непривязанный труд (одна из тем курса). Материала для работы хватает.

По поводу нехватки времени… Каждый саногенщик приходит к состоянию, когда он может практиковать упражнения почти одновременно с возникновением неприятной эмоции. По некоторым эмоциям мне ещё нужно заниматься и заниматься в тишине, с тетрадкой. Но некоторыми уже можно управлять не отходя от кассы. В этом и заключается цель освоения саногенного мышления.

Это происходит так. Сначала старые умственные привычки, приводящие к возникновению неприятных эмоций, имеют очень большую силу инерции. Но вода камень точит, и со временем новые умственные привычки приобретают всё большую силу и становятся естественной реакцией на возникновение новых эмоций. Если смотреть на это с точки зрения механизмов научения, то, когда саногенный ход мыслей приводит к исчезновению неприятной эмоции, он подкрепляется положительно и входит в привычку.

При этом действия саногенного мышления (задавание определённых вопросов и ответы на них) постепенно сворачиваются. Помнишь, как в начале обучения математике, учитель, требовал от учеников при решении задач, доказательстве теорем очень подробно описывать, откуда они делают тот или иной вывод. Со временем, некоторые вещи, которые описывались уже сотни раз, становятся очевидными и, доказывая более сложные теоремы, их уже можно опустить. Здесь закрепление привычных действий приводит к их сворачиванию. Так и в СГМ. Со временем уже становится ненужным работать с какой-то ситуацией с тетрадкой и подробно всё прорабатывать. Всё это происходит быстро в свёрнутом виде.

На сегодня всё. Успехов тебе в освоении саногенного мышления

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Виктория

0
Комментарии: 0Публикации: 502Регистрация: 11-07-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Генерация пароля