Мультиэкспозиция: особенности жанра, техника съемки и обработки

Фотография — это только момент, один единственный миг. Щелк, мир побежал дальше — отпечаток прошедшей секунды остался с тобой. В сравнении с человеком, мгновение вечно для горы, длительно для дерева и длинно для цветка. Человек меняется каждый миг и даже чаще. Без использования специальных художественных приемов передать это сложно.

Одним из простых, но эффектных способов является мультиэкспозиция.

Что такое мультиэкспозиция?

В общем смысле мультиэкспозиция — это кадр, экспонированный (целиком или по частям) больше, чем за один раз. Можно расширить определение мультиэкспозиции и отнести к этому жанру все кадры, на которых одновременно находятся объекты, которые не могут быть сняты за одно срабатывание затвора. Такие кадры могут быть получены как непосредственно с помощью камеры (чистая мультиэкспозиция), так и с помощью постобработки на компьютере (монтаж).

Мультиэкспозиция – кадры, полученные с помощью наложения двух и более экспозиций друг на друга, в первую очередь интересные своим сюрреализмом. Более сложные кадры можно получить при использовании специальных масок, закрывающих часть объектива.

Пример мультиэкспозиции на фото

Фотомонтаж – кадр, собранный из кусков нескольких кадров с помощью клея, ножниц и последующего перефотографирования. Очень интересная технология, позволяющая получить оригинальные кадры, но монтаж всегда видно.

Панорама – кадры, склеенные в ленту. Склеивание возможно как после съемки, так и во время нее, в первом случае склеивание панорам можно отнести к фотомонтажу, во втором к мультиэкспозиции.

Такое четкое разделение существовало в пленочной фотографии. В цифре все эти технические приемы объединились в один, который скорее можно назвать «монтаж» — «монтаж панорамы», «монтаж мультиэкспозиции».

Мультиэкспозиция – техника съемки:

Шаг 1. Выбери фон и установи камеру. Выбери однородный фон. Есть два варианта последующей работы с фоном. Первый возможен, когда фон настолько однороден, что фотографии легко совместить край в край. Второй применяется при менее однородном общем фоне — фигуры из всех кадров вырезаются и по очереди «вживляются» в фон. И в том и в другом случае, чем однороднее фон, тем легче работать. Камеру нужно зафиксировать на штативе. Расстояние между фоном и камерой не должно меняться.

Шаг 2. Зафиксируй съемочные параметры. Зафиксируй фокусное расстояние, экспозицию и фокус. Если этого не сделать, то, как и в случае с незафиксированной камерой, совмещение снимков будет представлять определенную сложность, а в некоторых случаях станет невозможным. Если поменяется фокусное расстояние, то фигуры из разных кадров будут иметь разные пропорции. Если изменится экспозиция, возникнут проблемы с совмещением фона (в первом варианте работы с фоном) или с врезкой фигур (во втором). Изменение фокуса, пожалуй, наименее «травматично» и даже может использоваться как дополнительный художественный прием, но и оно вызывает проблемы с совмещением фона.

Шаг 3. Подготовь свет. Необходимое условие для получения качественного исходного материала — неизменность освещения. При съемке в студии, как в моем случае, это всего лишь неизменное расположение осветительных приборов в процессе всей съемки. При съемке на улице нужно учитывать постоянно меняющийся свет и выбирать для съемки моменты, когда эти изменения минимальны. Для этого подойдет пасмурный день или наоборот, яркое безоблачное небо, но тогда съемка должна пройти очень быстро, чтобы солнце не успело сильно переместиться и изменить рисунок теней.

Шаг 4. Сними нужное количество кадров. При правильно выполненных первых трех шагах, съемка не представляет сложности. Забудь о съемочных параметрах и сосредоточься на модели. В отличие от фотоаппарата, ей совсем не обязательно стоять на месте. Нужно будет только впоследствии правильно расставить изображения. Кадры лучше сделать с запасом по количеству.

Мультиэкспозиция – обработка кадров

Шаг 1. Выбери кадры. Выбери те кадры, которые войдут в окончательное изображение. Выбирай те, которые нравятся тебе и подходят друг к другу.

Шаг 2. Подготовь пустую рамку. Создай новый файл с нужными размерами. Размер по вертикали равен вертикальному размеру исходного файла.

Шаг 3. Вставь изображения. Можно добавлять изображения в рамку по одному, работая каждый раз с двумя.

Шаг 4. Совмести фон. Это кропотливая работа, но с помощью современных программ ее можно сделать за достаточно короткое время. Совмещение фона в данном случае есть уничтожение границы между кадрами до полной незаметности.

Шаг 5. Работа над ошибками. Внимательно осмотрев получившийся результат на разных степенях приближения, подправляем огрехи совмещения фона и делаем косметическую ретушь.

Шаг 6. Кадрируй. В результате совмещения с перекрытием по краям кадра обычно остаются пустые места. Аккуратно избавься от них с помощью инструмента Crop.

Шаг 7. Дальнейшая обработка. Вообще дальнейшая обработка — твое личное дело, она может и вовсе отсутствовать.

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Виктория

0
Комментарии: 0Публикации: 502Регистрация: 11-07-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Генерация пароля